Современные технологии производства ЖБИ позволяют создавать в заводских условиях надежные и долговечные конструкции. Тем не менее, их эксплуатационные характеристики и показатели технической прочности во многом зависят от грамотной транспортировки и условий промежуточного хранения.
Виды повреждений ЖБИ
Прежде, чем стать частью конструкции, изделия из железобетона могут подвергаться следующим повреждениям:
- биологическая коррозия ввиду появления плесени и грибка;
- нарушение целостности поверхности вследствие капиллярного подсоса (длительного контакта с сырыми поверхностями, например, при хранении на открытом грунте);
- повышенные механические нагрузки, трещины и сколы.
При транспортировке ЖБИ наиболее распространенным типом повреждений являются дефекты, вызванные механическими факторами – например, несоблюдение рекомендаций производителя по допустимым весовым нагрузкам на изделия при перевозке, пренебрежение деревянными брусками-прокладками, предназначенными для того, чтобы минимизировать контакт изделий друг с другом.
В результате несоблюдения правил транспортировки конструкции из железобетона теряют механические свойства и, как следствие, показатели надежности – и на стоимость, и на эксплуатационные характеристики изделия существенно влияют сколы, трещины шириной от 1 мм и более, а также раскрытие армирующего каркаса
Правила транспортировки и наиболее распространенные ошибки
Перевозка ЖБИ может осуществляться различными типами транспорта и спецтехники, в том числе, с использованием погрузчиков. Возникновение явных или скрытых деформаций, влияющих на качество и соответствие нормам ГОСТ изделий из железобетона вследствие несоблюдения простых правил транспортировки, возможно также на моменте их погрузки/выгрузки.
Несмотря на то, что каждый профессиональный производитель ЖБИ в точности соблюдает правила транспортировки конструкций, мы все же акцентируем внимание на ключевых аспектах, которые могут использовать для контроля качества продукции заказчики в процессе приема изделий:
- комплектовка – в процессе транспортировки конструкции следует располагать в том же положении, в котором они будут использоваться (например, плиты перекрытий – в горизонтальном, несущие опоры – в вертикальном и т.д.), при этом крайне важно, чтобы продольная ось каждого изделия максимально совпадала с направлением движения;
- наличие прокладки, предотвращающей непосредственный контакт поверхностей конструкций – в большинстве случаев роль такого протектора выполняют деревянные бруски, которыми перекладываются изделия;
- защита от случайного попадания влаги – конструкции желательно накрывать пленочными материалами или брезентом даже в случае транспортировки в закрытом отсеке;
- соблюдение условий транспортировки, соответствующих типу изделия – например, блоки фундамента следует размещать только в один ярус, кольца для колодцев и других трубных конструкций следует хорошо укреплять на поверхности транспортного отсека, предварительно разместив под фиксирующими тросами деревянные бруски, плиты можно не закреплять между собой, но обязательно перекладывать досками или брусьями;
- использование только соответствующего транспорта для погрузки/выгрузки и перевозки ЖБИ (длинномеров, панелевозов, бортовых машин).