В условиях современных застроек и транспортных развязок целый ряд коммуникаций прокладывается под землей. Для размещения инженерных сетей и систем предусмотрены специальные сооружения, которые состоят из тоннелей и колодцев, необходимых для проведения профилактических и ремонтных работ. Для обеспечения герметичности закрытия колодцев наряду с популярными чугунными крышками находят применение железобетонные люки, обладающие рядом достоинств и преимуществ.
Для обеспечения целостности и сохранности инженерных сетей и коммуникаций, безопасности людей, все колодца подземных сооружений должны быть перекрыты. С этой целью успешно применяются комплекты изделий Люк ЛВпБ-Л(А15)-55 (комплект), которые включают в себя непосредственно корпусную часть с круглым отверстием и крышку люка. Корпус при этом может иметь, как круглую, так и квадратную формы. Современные железобетонные люки классифицируются на средние и тяжелые изделия, предназначенные для кабельных (ГОСТ 8591-76) и смотровых колодцев (ГОСТ 3634-99).
Железобетонные люки Люк ЛВпБ-Л(А15)-55 (комплект) изготавливаются в соответствии с нормативными требованиями отраслевых стандартов ГОСТ 8020-90, ГОСТ 3634-99. В качестве основного материала для изготовления изделий используется тяжелый бетон марки М200 (В15) с показателем марки по морозостойкости не менее чем F200 и уровнем водонепроницаемости W4. С целью усиления прочностных характеристик корпусная часть и плита усиливается за счет армирования, которое реализуется посредством каркаса, сформированного из стержневой горячекатаной арматуры классов A-III, A-II, A-I или стрежневой термомеханически упрочненной арматурной стали Ат-IIIС, Ат-IVС. Каркас в процессе изготовления сваривается или скрепляется с помощью проволоки Вр-I.
При изготовлении находят применение специальные формы, в которых перед заливкой бетонного раствора размещаются арматурные каркасы. Для защиты от коррозии арматурный каркас перед бетонированием вскрывается защитным составом. Залитый раствор уплотняется для извлечения из состава бетона снижающих прочностные показатели воздушных включений. Уплотнение осуществляется за счет вибрационных устройств и механизмов.
По достижению необходимой прочности изделия извлекаются из форм и подвергаются сушке. Готовая продукция проходит стадию технического контроля и испытаний. На этапе проверки производится внешний осмотр поверхностей на предмет отсутствия дефектов. На поверхности бетона не допускается наличие усадочных трещин, толщиной более чем 0,1 мм, а также раковин. Изделия с выступающим из бетона арматурным каркасом, а также наличием ржавых пятен на бутоне подвергаются отбраковке. Толщина защитного слоя от края бетона до арматуры, расположенной внутри корпуса, должна составлять не менее 5 мм.
Готовая продукция выборочно проходит испытание на предмет проверки нагрузочной способности. Результаты проверки заносятся в паспортную документацию.
Производители в качестве паспортной информации для железобетонных люков типа Люк ЛВпБ-Л(А15)-55 (комплект) приводят основные технические параметры изделий, среди которых:
Люк Люк ЛВпБ-Л(А15)-55 (комплект) имеет высоту 140 мм, диаметр 827 мм и массу 0.128 кг.
Железобетонные люки Люк ЛВпБ-Л(А15)-55 (комплект) пользуются высокой популярностью и успешно конкурируют с чугунными крышками, обладая рядом преимуществ, среди которых:
Благодаря наличию комплектов железобетонных люков Люк ЛВпБ-Л(А15)-55 (комплект) с корпусной частью круглого и квадратного типов, изделия широко применяются как в индустриальном, так и городском строительстве. Последние чаще всего задействуются на площадях и мостах, где это наиболее удобно и эстетично позволяет им сочетаться с экстерьером и архитектурным обликом городского дизайна. В настоящее время железобетонные конструкции успешно применяются для обустройства технологических сооружений, расположенных на различных территориях, среди которых:
В зависимости от модификаций люки железобетонные находят различное применение. Люк железобетонный легкий марки ЛВпБ - Л ( А15 ) – 55 с нагрузочной способностью 15 кН, чаще всего используется при конструировании сооружений в зоне зеленых насаждений, а также на пешеходных зонах
Люки с номенклатурой ЛВпБ - С (В125 ) – 55, рассчитанные на нагрузку 125 кН, могут одинаково успешно применяться для монтажа на тротуарах, автомобильных стоянках, в городских парках, а также на проезжей части дорог.
Тяжелые железобетонные люки марки ЛВпБ - Т (С250 ) - 55 с величиной допустимой нагрузки до 250 кН находят широкое применение на городских автодорогах, трассах и автомагистралях с высокой интенсивностью движения.
Помимо этого, люки в зависимости от характеристик, повсеместно используются для обеспечения безопасности эксплуатации и функционирования целого ряда энергетических и индустриальных объектов промышленного и специального назначения.
Одними из наиболее популярных и используемых элементов при прокладке подземных коммуникаций являются чугунные люки. Крышки позволяют защитить колодцы с коммуникациями, трубопроводами, энергетическими объектами от загрязнений, подтоплений, а также несанкционированных проникновений.
Актуальность маркировки железобетонных изделий обусловлена необходимостью обеспечения безопасности и качества продукции на рынке строительства.
Развитие путей сообщения, железных дорог является приоритетным направлением для России, позволяя связывать между собой города, оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров, снижать себестоимость товаром, сырья, материалов, оказывать непосредственное влияние на экономические процессы в стране.