Желоба и лотки, изготовленные на основе бетона, являются наиболее востребованными элементами линейных систем дренажных водоотводов. В их функции входит ограничение направления потока жидкости в определенном направлении и организация водоотвода в комплексе инженерных систем автотрасс и паркингов. Помимо этого лотки из бетона находят широкое применение при прокладке теплотрасс и прочих аналогичных конструкциях.
Технология изготовления
При выборе бетонных лотков важным аспектом является технология изготовления готовых изделий, в зависимости от которой они приобретают индивидуальные качества и характеристики. В настоящее время различают два основных типа производства лотков, посредством технологии:
-
прессования;
-
вибролитья.
При вибропрессовании все элементы, которые будут впоследствии соединены в монолитную конструкцию, дополнительно соединяются тросами из стали. Впоследствии такие блоки отличаются устойчивостью к щелочным и кислотным средам, не поддаются влиянию и не вступают в реакцию с различного рода реагентами.
В случае применения лотков, изготовленных при помощи технологии вибролитья, необходимо учитывать, что изделия становятся чувствительными к влаге, динамике перепада температур, влиянию химических веществ. Технология вибрирования призвана минимизировать объем воздушных пузырьков внутри бетонного раствора, вследствие чего бетон отдает избытки влаги. А потому для работы с ними необходима полная комплектация в виде защитных покрытий, мастик и т. д.
Помимо этого важным аспектом является наличие дренажных решеток, которые выполняют функции защиты системы от засоров, обеспечивая при этом безопасность движущихся по их поверхности транспортных средств и людей. В качестве основного материала решеток выступает сталь, чугун, иногда медь.
Классификация
Бетонные лотки дифференцируются по несущим характеристикам, которые находят отражение в виде классе нагрузки:
-
С250 – элементы, которые используются при строительстве автомобильных трасс со средней и малой интенсивностью движения, а также при обустройстве инфраструктуры автостоянок легкового транспорта;
-
D400 – изделия востребованные для дорог и автотрасс большой пропускной способностью с высокой интенсивностью движения, а также для промышленных зон, гаражных комплексов и автомобильных заправок;
-
F900 – элементы с таким обозначением обладают самыми высокими прочностными показателями и находят применение в качестве отдельных модулей в системах водоотводов портов, аэропортов, крупных центров логистики и доставки грузов;
-
Е600 – класс, соответствующий изделиям, переназначенным для формирования водоотвода с полотна автомобильных магистралей, железной дороги, а также для использования в условиях крупных промышленных предприятий.
Для бытовых целей находят применение полимербетонные лотки или изделия класса С250, обладающие наименьшей стоимостью. Помимо этого модули классифицируются по таким параметрам, как: форма, глубина, габаритные размеры. Ныне реализуется производство лотков одинаковой длины – 100 см, в то время как значение внутреннего сечения может варьироваться в широких пределах.
Помимо этого по конструкции различают телескопические и прикромочные лотковые элементы.
Монтаж бетонных лотков
Процедура монтажа лотков водоотводов подразумевает ряд этапов, начиная от выбора схемы установки лотков, подготовительных работ, заканчивая соблюдением всех норм технологических операций в процессе каждой фазы
Схемы установки монолитных модулей лотков
Для правильной установки водоотводных элементов необходимо придерживаться заранее разработанных схем, предусматривающих их крепление к различного вида поверхностям:
-
Для монтажа лотка на асфальте находят применение элементы класса С250. При этом бетонная стяжка под лоток (Н) должна иметь ширину 150 мм, а ширина шва (С) составлять не менее 10 см.
-
При установке лотков на бетонную поверхность может быть использован аналогичный класс изделий С250 с идентичными значениями Н=150 мм и С=100мм.
-
В случаях, когда территория интересующего участка после монтажа лотков будет облицована плитами, могут быть использованы изделия классов С250 и D400. При этом значение толщины бетонной стяжки С может составлять 80 мм, а Н – 100 мм. Для D400 принимают С = Н =100 мм.
-
В схеме установке лотков с предельной прочностью на покрытие в виде асфальта конструкционный параметр С = 150 мм, а Н должен оставлять не менее 200 мм.
Стадии установки лотков
Технологический процесс монтажа реализуется поэтапно, предусматривая следующие стадии установки:
-
подготовительный этап. Как правило, включает в себя выбор лотков, подходящих схем монтажа;
-
этап земельных работ, в ходе которого осуществляется выемка грунта в необходимом объеме на заданную глубину, формирование дренажной основы из песка и щебня. Для предотвращения появления коррозионных процессов поверхность самих лотков подлежит вскрытию битумными мастиками, например УТ-38Г. Для этого, как правило, выбирается ручной метод формирования защитного слоя;
-
установка лотков осуществляется на слой бетона, который благодаря сцеплению предотвращает смещение монолитной конструкции в процессе эксплуатации;
-
с двух сторон лоток дополнительно фиксируется подушками из грунта или укрепляется дополнительным бетонированием с заливкой в опалубку;
-
в случае необходимости, соединение двух секций лотков реализуется посредством плоских подкладок. Стыки при этом могут дополнительно обрабатываться для надежной герметизации акриловыми герметиками;
-
на завершающем этапе поверх сформированной конструкции укладывается специально изготовленная решетка, которая задерживает крупные предметы, также листву и прочий мусор, предотвращая засорение водостока.