Плиты представляют собой разновидность железобетонных изделий плоской формы с частично полой внутренней структурой, предназначенных для выполнения широкого спектра строительных задач.
Конструктивно внутри железобетонных плит находят пустоты, благодаря которым снижается масса и материалоемкость изделий, их стоимость. Помимо этого полости улучшают звукоизоляционные свойства готовой продукции. В зависимости формы готовые плиты разделяют на плоские и ребристые. При этом плоская плита может быть выполнена как в сплошном исполнении, так и в многопустотном. Конструкция плит предусматривает наличие монтажных петель, необходимых для монтажа и транспортировки, правильного складирования продукции при ее хранении.
Многопустотные плиты перекрытия ПК разделяются на следующие типы:
Габаритные размеры составляют:
Конструкция многопустотных плит перекрытий позволяет выдерживать им значительные нагрузки в процессе эксплуатации. Допустимая нагрузка варьируется от 450 до 1250 кгс/м2. В процессе их изготовления в качестве основного строительного материала используется тяжелый бетон по ГОСТ 26633 класса не ниже В15, плотный силикатный бетон по ГОСТ 25214 или конструкционный легкий бетон по ГОСТ 25280. Значение плотности для силикатного бетона не должно быть меньше чем 1800 кг/м3, для легкого – 1400 кг/м3. Водонепроницаемость используемых марок находится в пределах от W4 до W8, а морозостойкость составляет F150-200. Прочность изделий усиливается за счет применения армированного каркаса. В качестве напрягаемой арматуры находит применение термически упрочненная стержневая продукция классов АтIV, АтV, АтVI в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 10884, а также горячекатаные виды арматуры АтIV, АтV, АтVI. Для ненапрягаемых плит каркасы производятся из проволоки марки Вр1, гладкого профиля А1, а также периодического марок А2 и А3.
Как следствие, выполненные по технологии изделия имеют высокий предел прочности на изгиб. Помимо этого изделия изготавливаются с усиленными торцами. Средний вес готовых изделий в виде плит для перекрытия изменяется от 1200 кг до 3400 кг. Изготовление плит перекрытий нормируется стандартом ГОСТ 9561-91.
Стандарт ГОСТ 9561-91 определяет требования по точности и качеству изготовления многопустотных плит перекрытия, допуская следующие предельные отклонения:
Продукция испытывается и проверяется на предмет соответствия заявленным характеристикам в области трещиностойкости, жесткости и прочности согласно с требованиями ГОСТ 8829. Морозостойкость проверяется по ультразвуковой технологии, а плотность бетонов измеряется радиоизотопным методом.
В условном обозначении многопустотных плит перекрытия после марки «ПК» в установленном порядке приводятся ключевые характеристики, в числе которых:
Плиты многопустотные широко используются в капитальном строительстве в качестве элементов перекрытий в многоэтажных крупнопанельных зданиях при условии значения расчетной сейсмической устойчивости от 7 до 9 баллов по шкале Рихтера. Помимо этого изделия могут применять в сфере индивидуального промышленного строительства для возведения производственных цехов и помещений, выполненных из кирпича, блоков и камней. Помимо этого, благодаря невысокой массе, плиты могут успешно применяться при строительстве каркасных зданий и сооружений. Железобетонные элементы востребованы для сооружения различных по своему назначению несущих конструкций. Широкое применение они находят при возведении новых и ремонте действующих теплотрасс. Хранение готовой продукции до ее использования допускается в штабелях, высота которых не должна превышать 2500 мм.
Одними из наиболее популярных и используемых элементов при прокладке подземных коммуникаций являются чугунные люки. Крышки позволяют защитить колодцы с коммуникациями, трубопроводами, энергетическими объектами от загрязнений, подтоплений, а также несанкционированных проникновений.
Актуальность маркировки железобетонных изделий обусловлена необходимостью обеспечения безопасности и качества продукции на рынке строительства.
Развитие путей сообщения, железных дорог является приоритетным направлением для России, позволяя связывать между собой города, оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров, снижать себестоимость товаром, сырья, материалов, оказывать непосредственное влияние на экономические процессы в стране.