Теплотрассы прокладывают практически повсеместно, и обычно при их оборудовании применяются специальные плиты перекрытия, выполненные из бетона и армированные сталью. Марка бетона, как и вид обвязки, могут различаться. От выбранного сырья зависят такие параметры, как прочность готового изделия, его стойкость к нагрузкам и период возможной эксплуатации.
В продаже имеются разные виды ЖБИ. Плиты перекрытия теплотрасс П, такие как модификация П 21-5а, имеют на данный момент широкую востребованность. Их применяют при прокладке инженерных систем с целью защиты коммуникаций от широкого ряда негативных факторов.
Параметры позиции:
Основные функции плит П 21-5а и других похожих модификаций – это:
Плиты перекрытия данного типа могут применяться не только непосредственно для теплотрасс. В некоторых случаях они также подходят для:
Также сборные каналы с использованием плит П 21-5а широко применяются при возведении автомагистралей, парковок и иных подобных объектов. Такие плиты могут быть использованы и для подземного монтажа, и для прокладки на поверхности. При подземном монтаже глубина залегания может составлять максимально 6 метров.
Подобные изделия имеют большую востребованность в современном строительстве, благодаря наличию множества важных достоинств и преимуществ, в частности:
Панели теплотрасс изготавливают по ГОСТу 13015-83. Изделия получают методом вибропрессования либо вибролитья. Для производства выбирается тяжелый бетон, например, В15 или В20. Именно такой бетон отличается стойкостью к разрушению даже при воздействии агрессивных сред, прочностью и долговечностью, что является одним из решающих факторов при выборе сырья для плит перекрытия теплотрасс. Согласно актуальным стандартам, морозостойкость бетона для изготовления таких изделий должна быть F100. Что касается водонепроницаемости, то допустимым показателем считается W4. Также готовые плиты имеют дополнительную гидрофобную защиту.
Армирование плит П 21-5а производится предварительно напряженной сталью таких классов, как A-I или A-III. Также применяется проволока Вр-I. Армирующими элементами являются сварные сетки С3-8, С1-4-1. Если речь идет об использовании в агрессивной среде, то дополнительно предусматривается специальное антикоррозийное покрытие.
Каркас изделий покрывают бетоном. При этом, такой защитный слой должен быть минимум 20 мм. За счет этого увеличивается рабочий ресурс плит перекрытия и всей конструкции в целом.
Для более простого монтажа предусматривается наличие стальных петель П-9, а также строповочные отверстия. Практически все металлические элементы в обязательном порядке подвергаются особой антикоррозийной обработке, поскольку плиты П 21-5а могут претерпевать в ходе использования агрессивное внешнее воздействие.
Разные модификации могут быть выполнены как с техническими отверстиями для проведения труб, так и без них.
Все изделия имеют маркировку, по которой легко определить тип модификации и ее основные параметры. Как правило, обозначение позиции содержит букву «П», указывающую на вид изделия – плита. Также в маркировке присутствует две цифры. Первая цифра указывает на типоразмер, вторая – на величину максимально возможной вертикальной нагрузки. Соответственно, чем выше этот показатель, тем прочнее изделие. Например, варианты с соответствующим показателем «15», могут применяться даже под железнодорожными путями.
Также в обозначении плит перекрытия могут присутствовать дополнительные буквы:
Поскольку такие плиты должны претерпевать серьезные нагрузки и пагубное внешнее воздействие, их качеству уделяется пристальное внимание. Конечному покупателю плиты П 21-5а и иные подобные модификации поставляются только после проведения нескольких этапов проверки. Контролируются следующие параметры:
Геометрии плит П 21-5а уделяется особое внимание в процессе приемки продукции, поскольку от этого параметра будет в будущем зависеть качество стыковки плит и лотков, а значит – герметичность системы в ходе эксплуатации. Допустимое отклонение от заявленных параметров – в пределах 10 мм в длину, 6 мм – в ширину, 2 мм – по толщине.
Допустимо наличие технологических трещин, величина которых не более 0.3 мм. Что касается толщины бетонного слоя, то допускается отклонение до 5 мм.
Погрузка и разгрузка таких изделий осуществляется при помощи специальной техники, поскольку данная продукция имеет значительный вес. При транспортировке изделия укладываются штабелями. Между отдельными изделиями помещаются специальные прокладки. Обеспечивается надежная фиксация каждой плиты. Только при соблюдении подобных правил исключается смещение плит при перевозке, их деформация и повреждение.
Как было сказано ранее, транспортировка и разгрузка плит П 21-5а производится с помощью специальной техники. После монтажа плит стыки между отдельными элементами заполняют цементом, что позволяет достичь максимальной герметичности. В случае обустройства полуподземной конструкции может быть использована битумная мастика с особым наполнителем. Снаружи изделия также обрабатывают двойным слоем битума. Возможно проведение дополнительной гидроизоляции. Засыпку осуществляют только через несколько дней. При этом грунт засыпают постепенно, слоями, с каждой стороны одновременно.
Выбор той или иной модификации, в первую очередь, зависит от условий эксплуатации и непосредственного назначения приобретаемого товара. При выборе плиты перекрытия важно обратить внимание на следующие нюансы:
Плиты перекрытия теплотрасс П 21-5а хорошо зарекомендовали себя на современном рынке ЖБИ изделий, так как доказали свою эффективность и надежность при строительстве теплотрасс. Такие изделия создают требуемую воздушную прослойку для труб и минимизируют теплопотери сети. Они способны обеспечить длительную сохранность системы от негативного воздействия внешней среды, обвала грунта и прочих неблагоприятных факторов.
Одними из наиболее популярных и используемых элементов при прокладке подземных коммуникаций являются чугунные люки. Крышки позволяют защитить колодцы с коммуникациями, трубопроводами, энергетическими объектами от загрязнений, подтоплений, а также несанкционированных проникновений.
Актуальность маркировки железобетонных изделий обусловлена необходимостью обеспечения безопасности и качества продукции на рынке строительства.
Развитие путей сообщения, железных дорог является приоритетным направлением для России, позволяя связывать между собой города, оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров, снижать себестоимость товаром, сырья, материалов, оказывать непосредственное влияние на экономические процессы в стране.