Сфера энергетического строительства является одним из наиболее динамично развивающихся современных направлений. Растущие потребности современных мегаполисов и объектов индустриального назначения, находящихся на значительном удалении от источников энергии, формируют спрос на энергетические и опорные конструкции, одними из которых являются ригели для опор Р1-А.
Ригели опор линий электропередач Р1-А представляют собой строительные железобетонные горизонтальные элементы, которые находят применение в энергетическом строительстве с целью увеличения размеров боковой поверхности оснований и подземной части высоковольтных стоек. За счет использование изделий в виде типовых ригелей удается повысить несущую способность закладываемых для установки опор фундаментов, которая необходима для сопротивления возникающих в процессе эксплуатации горизонтальных нагрузок из-за натяжения проводов. Ригели обеспечивают надежность конструкции опор линий электропередач, позволяя производить монтаж основании в условии слабоустойчивых грунтов.
Ригели Р1-А представляют собой монолитную железобетонную строительную конструкцию трапециевидной уплощенной формы, которая посредством хомутов закрепляется за боковые поверхности основания, способствуя увеличению его площади. при помощи ригельных изделий могут закрепляться в грунте не только подножки фундаментов, но и цилиндрические, квадратные стойки металлических и железобетонных опор.
Процесс изготовления железобетонных ригелей, используемых для опор ЛЭП, пользуются следующими видами рабочей документации:
В качестве основного материла для изготовления ригелей задействуют тяжелый бетон, имеющий класс прочности на сжатие не хуже В25. Плотная структура бетона позволяет материалу длительно противостоять внешним воздействиям и выдерживать нагрузки без разрушений. Высокая плотность структуры раствора достигается за счет применения в производстве техники вибропрессования. Для этого изначально в специальных формах размещаются арматурные элементы, которые заливаются бетоном. Вибрация позволяет устранить из раствора воздушные прослойки, снижающие прочность изделий. Таким образом, удается достичь максимальной прочности бетона с улучшенными характеристиками в области долговечности, водонепроницаемости, износостойкости, трещиностойкости и морозоустойчивости. При производстве используют бетоны к классом по водонепроницаемости не хуже чем W4 с добавлением примесей в виде пластификаторов. Чтобы ригели имели широкий спектр применения, включая регионы северных территорий с температурой до -60°С применяются бетоны с классом морозостойкости не ниже чем F150.
Используемый в качестве основного материала бетон характеризуется высокой устойчивостью к нагрузкам на сжатие и внешним воздействиям, имея недостаток в виде низкой сопротивляемости растяжению. Для увеличения стойкости к динамическим усилиям и продольным нагрузкам бетон подвергают армированию, для которого используются сетки, каркасы, прутья и стержни, выполненные из высокопрочной стали.
В качестве армирующих элементов находят применение стержни, изготовленные из горячекатаной стали марки А-I и A-III, а также проволока класса Вр-I. Перед бетонированием для обеспечения долговечности и предотвращения окисления стержни обрабатываются специальными антикоррозионными составами и присадками.
Железобетонные ригели электрических опор ЛЭП Р1-А выступают в качестве несущих элементами светотехнических опор, в связи, с чем к качеству изготовления изделий предъявляются высокие требования. Величина отпускной способности бетона для изделий в летнее время должна насчитывать не менее 75%, в зимнее – 100%. На поверхности бетона допускается наличие раковин, число которых не может превышать одну на 2 метра длины боковой наружной части изделия. Толщина усадочных и прочих трещин не должна превышать 0,1 мм. Допустимая погрешность отклонения реальной массы от теоретической составляет не более ± 5%. Шероховатость боковой поверхности изделий составляет по требованиям не выше 9% от ее общей площади. Допустимые величины отклонений от линейных габаритных размеров составляют ±5 мм по толщине и ±10 мм по ширине и длине. Детали с наличием обнаженной арматуры подлежат отбраковке.
При перевозке железобетонные ригели марки Р1-А необходимо укладывать на транспорт в рабочее, горизонтальное положение. Изделия допускается располагать на платформах железнодорожного и кузовах автомобильного транспорта штабелями с высотой не более 2500 мм. Для предотвращения разрушения ЖБИ под нижний ряд укладываются демпфирующие прокладки. Транспортировка допускается после того изделия наберут заданную отпускную прочность. Вагонная норма погрузки составляет не более 120 единиц на платформу.
В качестве паспортной характеристики для ригелей марки Р1-А производители указывают следующие параметры:
Для сокращенного обозначения железобетонных изделий данной номенклатур принят следующий формат маркировки:
Р1-А, где
Дополнительно цифровые обозначения 5; 6; 6-1; 7 могут указывать на модификацию конструктивного исполнения ЖБИ.
Ригели марки Р1-А широко используются и пользуются высоким спросом, благодаря целому ряду достоинств конструкции, среди которых:
В настоящее время ригели выполненные в соответствии с рабочей документацией Серии 3.407-115 в зависимости от типов используют:
Изготовленные по чертежам и требованиям документов Серии 3.407.9-158 ригели РФ находят применение для монтажа на основаниях стальных опор высоковольтных линий анкерно-углового и промежуточного типа. Изделия марки РЦ применяют для установки железобетонных стоек.
В настоящее время монолитный железобетон и ЖБИ находят применение для строительства фундаментов, стен, перекрытий, возведения, лестниц, маршей, многоэтажных домов и прочих конструкций.
Все современные железобетонные изделия и конструкции для обеспечения высокого качества, надежности и долговечности должны соответствовать нормативным требованиям ряда отраслевых документов, которые регламентируют производство, применение и эксплуатацию ЖБИ.
Виброформование бетона — это современный метод, который находит широкое применение в строительной отрасли благодаря своей эффективности и высокому качеству получаемых изделий.