Бордюр из бетона или бордюрный камень представляет собой один из элементов благоустройства территорий, реализующий функции укрепления границ дорожных покрытий и разграничения видов зон. Бортовые изделия устанавливаются в местах разграничения поверхностей ландшафтных и садово-парковых участков, где зоны отличаются по функциональному назначению, виду покрытия и своему назначению.
Бетонные бордюры пользуются широкой популярностью, являясь доступными востребованными изделиями при строительстве автомобильных дорого и парков, благоустройстве промышленных и городских территорий, загородных участков, широко используются в сельском хозяйстве и коммунальной сфере. Прочные элементы благоустройства способны выдерживать значительные механические нагрузки, перепады температур, воздействия внешних факторов, имея высокую надежность и долговечность, которая способна сохранить первозданный и ухоженный внешний вид и оформление любого объекта, ландшафта.
Виды, габариты, масса и назначение
Межгосударственный стандарт на железобетонные и бетонные бортовые камни ГОСТ 6665-91 устанавливает классификацию и разновидности применяемых на практике элементов благоустройства. При этом бордюры или бортовые камни, выполненные тяжелых, песчаных или мелкозернистых видов бетонов в соответствии с нормативными требованиями отраслевого стандарта ГОСТ 26633, предназначенные для отделения газонов, тротуаров, дорог, пешеходных дорожек и прочих зон по своим конструктивным особенностям разделяются на следующие марки:
- БР – бордюры рядовые прямые. Большая часть территорий дворов и городских дорог обустроена с помощью такого элемента. В сферу его использования входят также благоустройство остановок и отделение газонов, проезжей части и тротуаров, выделение полотна движения трамваев. Длина изделий может варьироваться в пределах от 1 до 6 метров при высоте от 300 до 600 мм и ширине от 150 до 200 мм. Масса изделий марки БР в зависимости от габаритных размеров варьируется от 100 кг до 1170 кг;
- БУ – элементы прямой конструкции с наличием уширения, которые предназначены для отделения зон газонов, тротуаров, проездов улиц. Длина изделий варьируется от 3 до 6 метров при габаритах ширины и высоты 300 мм и 290 – 320 мм. Продукция марки БУ в зависимости от марки составляет от 400 кг до 790 кг;
- БЛ – прямого типа с наличием лотка. Элементы имеют конструкцию с изгибом, которая позволяет отделять зоны тротуаров, дорог, газонов, разграничивать между собой полосы безопасности. При длине 3000 мм изделия имеют ширину 320 мм при высоте от 680 до 1180 мм. Бордюры БЛ отличаются высокой массой, которая в зависимости от размеров камня насчитывает от 1050 кг до 1690 кг;
- БУП – изделия прямого типа конструкции с прерывистым уширением. Имея нижний рант и верхнюю скошенную часть, бордюр предназначен для выполнения функции отделения газонов, дорог от проезжей части, а также внутриквартальных проездов. При длине от 3000 мм до 6000 мм высота изделия насчитывает 300 мм, а ширина 320 мм. Расчетная масса изделий марки БУП составляет от 400 кг до 790 кг;
- БК – криволинейные бордюры. Специальные бетонные изделия, форма которых позволяет использовать их для отделения тротуаров и газонов от проезжей части в местах скругления дорог. При длине 1000 мм блоки имеют стандартную высоту 300 мм при вариативности ширины в пределах от 50 до 120 мм в зависимости от марки. Справочная масса изделий 120 – 140 кг;
- БВ – въездные блоки, применение которых ориентировано на размещение изделий в местах отделения дорог и проезжей части от газонов в местах въезда на тротуары. Применение бордюрных элементов марки БВ осуществляется совместно с камнями БР соответствующих по своей марке размерам. Длина блоков насчитывает 1000 мм, в то время как ширина составляет 300 мм, а высота варьируется в пределах от 150 до 180 мм. Блоки бордюр БВ весят 100 – 120 кг.
При производстве изделия для изготовления бордюрных камней в соответствии с требованиями отраслевого стандарта находит применение бетон с классом прочности на сжатие В30. Марка бетона по морозостойкости при этом может варьироваться от F100 до F300. Камни, длина которых составляет 1000 мм, по регламенту ГОСТ 6665-91 должны изготавливаться на основе мелкозернистых бетонов по методике вибропрессования для обеспечения высокого качества и прочностных, физико-механических характеристик. При этом из состава раствора исключаются снижающие прочность воздушные прослойки, добиваясь максимальной плотности и однородности среды. Элементы, длина которых насчитывает 3000 мм и 6000 мм, производятся на основе тяжелых марок бетонов и для упрочнения подвергаются армированию.
Готовые камни должны обладать высокими характеристиками в области прочности и трещиностойкости, проходя испытания нагружением в заводских условиях. Предельно допустимые отклонения длины камней от линейных размеров насчитывают ±8 мм для изделий длиной 1000 мм и ±10 мм при длине 3000 мм и 6000 мм. Погрешность по высоте и ширине составляет от ±4 до ±6 мм. Толщина защитного слоя бетона армированных бордюрных камней должна составлять не менее 5 мм. На поверхности изделий допускаются трещины толщиной до 0,2 мм.
В качестве элементов армирования при производстве изделий выступает напрягаемая горячекатаная стержневая арматура с периодическим профилем классов А-IV и А-V в соответствии с регламентом отраслевого стандарта ГОСТ 5781. Для монтажа и укладки блоки оснащаются специальными монтажными петлями, предназначенными для строповки камней, их подъема, погрузки, перемещения и позиционирования.
Маркировка
Для обозначения изделий в соответствии с регламентом стандарта ГОСТ 23009 находит применение цифробуквенный код, который указывает на тип камня, его габаритные размеры. Изначально первые буквы указывают на марку продукта, после чего в сантиметрах с разделением через точку приводятся данные о длине, высоте и ширине камня. При наличии армирования для блоков длиной 3000 мм и 6000 мм приводятся сведения о типе примененной арматуры с указанием класса стержней.
Технология монтажа и установки
Техника установки бордюрного камня предусматривает проведение ряда строительных операций, предусмотренных регламентом. В настоящее время существует две технологии укладки бортовых бетонных и железобетонных элементов на щебеночную или песчаную подушку. В ходе проведения комплекса работ для монтажа проводятся следующие технологические операции:
- выемка грунта и формирование траншеи для размещения бортовых камней с обязательным уплотнением грунта в основании;
- обустройство при помощи фракционного щебня или песка выравнивающего слоя на дне траншеи;
- устройство основания с применением мелкозернистого бетонного раствора. Как правило, для этой цели используются бетоны марки М200, класса В15;
- размещение бортовых камней при помощи грузоподъемных механизмов на бетонном основании;
- усиление конструкции посредством дополнительной укладки бетонного раствора с нижней и боковой части борта бордюр;
- установка камня в рабочее положение посредством его осаждения до обозначенной в проекте отметки;
- бетонирование швов между соседними бордюрами при помощи цементного раствора с проведением расшивки;
- проведение работ по устройству мощения или отсыпки почвы на газонах с тыльной стороны бортового камня.
Работы по установке бордюр производятся в соответствии с типовой технологической картой.
Устройство основания
Для укладки бортовых камней формируется подстилающий слой и бетонное основание, которое позволит зафиксировать изделий в рабочем положение и обеспечит его неподвижность в течение всего периода эксплуатации. Изначально для определения точного расположения камня определяют линию размещения бордюр, натягивая шнур. Геодезическая разбивка линии бордюрных камней осуществляется от доступной точки привязки на местности, в качестве которой может выступать проезжая часть, объекты застройки. Вдоль шнура производится выемка грунта – выкапывается траншея, имеющая прямоугольную форму с шириной 40-50 см. Глубина ее зависит от проектной документации и формируется в соответствии с необходимым верхним положением элемента разграничения, который может располагаться в один уровень с поверхностью покрытия или быть выше его. Минимальная глубина траншеи составляет 300 мм. По готовности земляных работ дно траншеи покрывают слоем песка или фракционного щебня, который тщательно выравнивают в горизонтальной плоскости и уплотняют.
Обустройство подстилающего слоя песчаной подушкой допускается в случае монтажа легких садовых или тротуарных бордюрных камней. Во всех других случаях для обеспечения устойчивости и исключения проседания бетонных и железобетонных элементов находит применение щебеночный вид основания. Толщина слоя, как правило, составляет 100 мм. В качестве материалов для формирования подстилающей прослойки задействуются:
- песок, полученный на основе отсевов дробления первого класса в соответствии с ГОСТ 31324;
- песок мелкой и средней фракции второго класса, соответствующий требованиям отраслевого стандарта ГОСТ 8736;
- щебень с фракционным размеров от 20 до 40 мм, имеющий марку дробимости не менее М600.
В качестве подстилающего материала не допускается использование сухих песчано-цементных видов смесей. Камни в траншее располагаются при помощи грузозахватных приспособлений и размещаются в горизонтальной плоскости посредством нивелира. Необходимую корректировку по уровню осуществляют с помощью подкладок.
Для более точного позиционирования при установке бортовых камней используется конструкция в виде обноски, выполненной из стоек и досок, которые забиваются в грунт по разные стороны от бордюры на глубину 600 – 700 мм и прикрепленных к ним с внешней стороны досками по углом 90 градусов толщиной 300 – 400 мм. Верхняя часть ребер из досок должна располагаться строго горизонтально, для чего используется специальный прибор – нивелир. Дистанция между столбами конструкции обноски должна составлять 1,5 метра, а высота над землей насчитывать 800 – 900 мм. На верхней части ребра доски посредством забивки гвоздей определяют точное положение бордюрного камня в месте его монтажа. Установка обноски осуществляется посредством теодолита.
При установке изделий величина допустимых зазоров между соседними камнями не должна превышать 5 мм. По завершению монтажа зазор подлежит заполнению бетонным раствором, чтобы предотвратить размывание устройства основания вследствие попадания осадков – дождевых и талых вод.
Монтаж бортового камня должен производиться не позднее, чем за 72 часа до начала работ по обустройству и формированию покрытия, чтобы сформированная обойма и раствор в швах обрели необходимую прочность.