Плиты марки ПАГ представляют собой железобетонные изделия специального назначения, находя широкое применение для оборудования поверхностей, к которым предъявляются жесткие требования в области качества, высокой нагрузочной способности, долговечности. Изделия, благодаря набору свойств и качеств, могут обеспечивать длительную и безаварийную эксплуатацию полотна в наиболее сложных, экстремальных условиях.

Назначение
По своему предназначению плиты ПАГ предназначены для формирования, как временных, так и постоянных покрытий для аэродромов и рассчитаны на нагрузку Н-10 и Н-30. А настоящее время изделия активно используются для устройства взлетно-посадочных полос авиатранспорта, оснащения автомобильных дорог, располагаемых на стройплощадках, оборудования оснований под краны и прочие промышленные механизмы и оборудование. Обладая высокой устойчивостью к агрессивным средам, плиты находят широкое применение для обустройства портовых территорий, представляют собой идеальное покрытие для зон строительства, в которых активно перемещается специальная техника на гусеничном ходу. Современные элементы могут находить применение при наиболее неблагоприятных гидрогеологических и климатических условиях, в регионах, где температура опускается до отметки -55Сº.

Конструкция, размеры и форма
Конструктивно плиты представляют собой сплошное железобетонное изделие плоской прямоугольной формы, предназначенное для укладки в рабочее горизонтальное положение. Верхняя поверхность плит выполнена с рифлением, которое обеспечивает повышенный коэффициент сцепления с колесами движущегося авто и авиа транспорта. В конструкции плит предусмотрены специальные торцевые закладные элементы, благодаря которым можно осуществлять фиксацию – сваривание плит между собой в процессе их укладки и монтажа для создания единого и неразрывного полотна. В зависимости от толщины плитных элементов, которая может составлять 140, 180 и 200 мм различают следующие виды изделий:
- ПАГ-14;
- ПАГ-18;
- ПАГ-20.
При этом габариты длины плит составляют 6000 мм при ширине 2000 мм. Расчетная масса железобетонных конструкций насчитывает от 4200 кг до 6000 кг, что необходимо учитывать при выборе грузоподъемных механизмов для выполнения операций по погрузке, разгрузке, а также укладке и монтажу.
Преимущества
Аэродромные плиты ПАГ пользуются высоким спросом и популярностью, благодаря сочетанию целого ряда конструктивных и технических характеристик, определяющих достоинства изделий. Среди них:
- плиты можно использовать многократно, что создает значительную экономию при их покупке и позволяет эксплуатировать изделия по максимуму;
- высокая степень прочности бетона. Показатель прочности бетона на сжатие для ПАГ составляет не ниже 29,4 МПа (300 кгс/см2);
- показатель морозостойкости изделий определяется классом F300, который определяет число циклов перехода из замороженного состояния в размороженое без потери прочностных качеств;
- высокая механическая прочность плит. Класс бетона о прочности на изгиб при этом составляет Btb 4,0. Показатель моментальной рабочей нагрузки для изделий насчитывает 75 тонн на квадратный метр при минимальной температуре;
- низкая истираемость поверхностей, максимальный предел которой определяется значением не боле чем 0,7 г/см2;
- высокий срок службы, который определяет долговечность изделий, составляющую от 60 до 80 лет;
- сейсмическая устойчивость. Покрытия могут применяться в зонах с высокой сейсмической активностью, выдерживая колебания до 9 баллов по шкале Рихтера;
- простота укладки и демонтажа, не требующая высокой квалификации и наличия специальных навыков;
- высокий уровень безопасности при эксплуатации;
- устойчивость к растрескиванию. При испытании на трещиностойкость величина контрольной нагрузки плиты соответствует отпускной прочности, составляя для ПАГ-18V 53,0 (5400) ПАГ-14V 33,3 (3400) кН (кгс);
- высокая скорость сборки, проведения комплекса монтажных и строительных работ;
- высокая экономическая эффективность применения;
- приемлемая стоимость, позволяющая конкурировать с альтернативными видами покрытий;
- высокая степень сцепления колес с поверхностью плиты за счет наличия рифленого рисунка на рабочей поверхности ЖБИ.
Особенности изготовления
Изготовление аэродромных плит ПАГ является сложным технологическим процессом, в ходе которого необходимо сформировать изделия, удовлетворяющие высоким требованиям в области прочности и точности. Изделия изготавливаются в соответствии с регламентом и требованиями отраслевого стандарта ГОСТ 25912-2015. Процесс проходит в несколько этапов.
На первом этапе при производстве аэродромных плит формируются элементы прочности и крепления будущего изделия, а именно: производится установка монтажно-стыковых деталей, сварных сеток, а также напрягаемой продольной арматуры Ат600 и Ат800. По технологии для формирования необходимой прочности напрягаемая арматура подвергается натяжению посредством специальных гидравлических домкратов. Усилие натяжения различается для каждой отдельной марки плиты и контролируется приборами. Напряжение позволяет сформировать дополнительную прочность элемента, которая выражается в сопротивляемости к механическим нагрузкам. При этом армирование изделий арматурой класса Ат 800 реализуется в двух направлениях. Напрягаемые стержни размещаются в продольном направлении, ненапрягаемые – в поперечном. Для изготовления петель находит применение арматура диаметром 20 мм, которая предварительно формуется при помощи станков. Таким образом, напрягаемая арматура располагается как верхней, так и в нижней зоне, позволяя сформировать максимальную прочность железобетонного элемента. Подготовленная конструкция в металлоформе подвергается бетонированию на последующем этапе, которое реализуется с использованием тяжелого бетона с классом прочности на сжатие В30 марки М400 с параметрами плотности в диапазоне от 2200 до 2500 кг/м3. Для повышения качества раствора могут использоваться воздухововлекающие и пластифицирующие добавки в соответствии с ГОСТ 24211. А при необходимости наделить материал антикоррозионными свойствами и повышенной устойчивостью к агрессивным средам бетон легируют хлоридами и сульфатами по нормам ГОСТ 31384. Форма в донной части имеет металлическое рифление, которое впоследствии оттесняется рисунком на поверхности плиты, наделяя ее дополнительными эксплуатационными параметрами. Рифление имеет ромбический вид и соответствует требованиям отраслевого стандарта ГОСТ 8568.

Для максимального уплотнения раствора и исключения наличия в его составе воздушных зазоров, бетон уплотняется за счет применения вибрационных механизмов. Чаще всего для этого задействуются вибростолы, создающие вибрацию на всей заготовке. Для этого форма устанавливается на специальный механизм, который располагается на пружинах. Вибрация позволяет повысить качество и прочность изделия, осуществить равномерное распределение бетона по форме.
На третьем этапе производится сушка в пропарочных камерах или в естественных условиях при наличии в производственном помещении отопления и надлежащей температуры с подогревом изделий сверху и снизу.
Готовая плита по готовности извлекается из формы при помощи траверсы. При этом арматура в торцах изделия обрезается при помощи сварки, резки или углошлифовальной машинки. При перевозке изделий плиты размещаются насечкой вверх. Готовая продукция проходит осмотр и проверку на стадии технического контроля.
Маркировка
На готовые изделия наносится маркировка, которая представляет собой код, включающий в себя буквенно-цифровые группы, разделяемые между собой дефисом. В первой группе обозначения указывается название ЖБИ в виде букв ПАГ, которые классифицируют изделие, как гладкую аэродромную плиту.
Во второй группе цифровой код отражает сведения о толщине элемента, которая указывается в сантиметрах и данные о параметрах напрягаемой арматуры с указанием класса прочности – Ат600 или Ат800. После индекс «1» может указывать на использование 10 напрягаемых стержней в конструкции изделия. В том случае, если конструкция состоит из 12 стержней, индекс не приводится.
Четвертая группа цифрового блока несет информацию о толщине напрягаемой арматуры, примененной при изготовлении. При использовании стержней сечением 12 мм устанавливается индекс «1», 16 мм – «2». Стандартными считаются плиты, выполненные из стержней диаметром 14 мм, для которых индекс в четвертой группе не указывается.
Монтаж и хранение
Монтажные работы по установке плит на месте эксплуатации производят при помощи грузоподъемных машин и механизмов. При этом плиты стропят за петли, которые расположены с торцевых сторон. Конструктивно изделия производятся так, чтобы габариты боковых петель не выходили за грани конструкции. Это позволяет в процессе укладки производить монтаж ЖБИ вплотную друг к другу, формируя ровную поверхность. При складировании ПАГ в условиях завода-изготовителя, а также на строительной площадке перед монтажом или после демонтажа, изделия размещаются в горизонтальных штабелях. Для предотвращения разрушения элементов между плитами необходимо укладывать деревянные подкладки. Максимально в одном штабеле может размещаться не более 10 плит одного вида. Каждый тип изделий подлежит складированию в отдельном штабеле.

Плиты ПАГ имеют срок службы до 80 лет при условии правильного монтажа. Качественная установка ЖБИ позволит конструкции длительно выдерживать без разрушений как статические, так и динамические рабочие нагрузки в течение всего периода эксплуатации. Монтаж изделий на открытый грунт не допускается. Под воздействием массы самой плиты нестабильные почвенные покровы сами по себе способны изменять форму и рельеф, что неизбежно со временем приводит к повреждению конструкции элементов. По технологии монтаж плит производится поэтапно. Изначально грунт выравнивается и уплотняется. При этом необходимо реализовать подсыпку и сформировать так называемую подушку из щебня и песка. В минимальном объеме может использоваться только песок. Для обеспечения стабильности грунта, его положения, исключения размытия образования впадин, на поверхности необходимо предусмотреть дренаж с целью отвода дождевых, подземных и прочих вод, а также избытков влаги. Чтобы обеспечить горизонтальное положение плит и их фиксацию производят установку дополнительных элементов основания. Как правило, для этой цели находят применение сваи прокладки, выполненные из бетона, которые по своей несущей способности способны выдерживать плиты под нагрузкой и обеспечивать их стабильное положение при условии воздействия внешних факторов в виде температуры, влажности, объема осадков. Для выполнения объема работ по монтажу плит ПАГ грунт предварительно подвергается анализу и изучению. В ходе геодезических изысканий определяются ключевые его параметры, а именно степень пучинистости, уровень подвижности, влажность, глубина промерзания. На основе конкретных данных формируется проектная документация на возведение оснований для установки и монтажа аэродромных плит с учетом нормативной рабочей нагрузки.