Безопасность дорожного движения является одним из приоритетных направлений в развитии современной инфраструктуры. Базовыми элементами безопасности для водителей транспортных средств и пешеходов являются знаки безопасности, устанавливающие правила проезда участков дороги, пересечения ее пешеходами, возможность остановки и стоянки автомобилей, скоростной режим, наличие опасных зон и т. д. В городской черте и загородной зоне широкое применение для установки знаков дорожной безопасности получили фундаменты марки Ф2 под стойки. Их использование позволяет упростить процесс сооружения элементов, сократить время их монтажа и оптимизировать стоимость дорожных работ.
Фундамент Ф2 под стойки, изготовленный по чертежам документации серии 3.503.9-80, находит применение для установки дорожных знаков. Типовые конструкции используют для строительства, модернизации и реконструкции внутрихозяйственных дорог согласно СНиП 2.05.11-83, подъездных дорог к предприятиям в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и автомобильных дорог общего пользования.
Фундаменты марки Ф2 под стойки для установки дорожных знаков конструктивно представляют собой изделие выполненные в форме усеченной пирамиды на основе железобетона. При этом основание имеет ступенчатую конструкцию, а в верхней его части предусмотрено отверстие круглой или квадратной формы, предназначенное для размещения стойки.
Сборные железобетонные фундаменты марки Ф2 под стойки изготавливаются по технологии вибролитья из бетона класса В15 (М200) с показателем морозостойкости не хуже F100. Для изготовления используются специальные формы. Прочность бетона при этом должна удовлетворять требованиям отраслевого стандарта ГОСТ 10180-67. С целью усиления прочностных характеристик изделия, повышения их прочности используется метод армирования. В качестве основы для армирования находят применение стальные сварные каркасы, выполненные из горячекатаной арматуры периодического профиля класса Л-III в соответствии с требованиями отраслевого стандарта ГОСТ 5781-82 и обыкновенной арматурной проволоки периодического профиля класса Вр-I изготовленной по ГОСТ 6727-80. Готовый каркас вскрывается антикоррозионным раствором и располагается в форме и заливается бетонным раствором. Посредством вибрационных установок бетонная смесь уплотняется, благодаря чему удается исключить воздушные прослойки, оказывающие негативное влияние на прочность изделий.
Для подъема и перемещения фундаментных блоков используются подъемные (монтажные) петли, которые изготавливаются на основе горячекатаной гладкой арматуры класса Л-1, выполненной по требованиям ГОСТ 5781-82. Петли помещают в форму перед заливкой. После того как бетон набирает в результате сушки минимальную прочность готовые блоки извлекают из форм.
Готовые фундаментные блоки проходят стадию технического контроля, в ходе которого производят замеры их базовых габаритных размеров, измерения прочностных свойств бетона. При выявлении несоответствия габаритных размеров с учетом допустимой погрешности, дефектов, сколов, раковин и трещин толщиной более 0,1 мм, наличия выступающей арматуры, железобетонные фундаментные конструкции подвергаются отбраковке.
Размещение дорожных знаков производится с боковой стороны у проезжей части. Монтаж знаков реализуется на одно-, двух-, а также трехстоечных опорах. Конструкции опор разделяются на два вида:
Для монтажа и установки знаков информационно-указательного предусмотрены основания в виде фундаментных блоков марки Ф2 под стойки. Размещаются знаки в соответствии с требованиями и рекомендациями вне дорог на присыпных бермах, сформированных из грунтового покрытия земляного полотна конкретной местности. Правилами допускается установка фундаментов для знаков на территории разделительной полосы, а также внешнем откосе выемки. При наличии дефицита пространства в случае присутствия железнодорожных линий и прочих факторов рекомендуется производить монтаж знаков с установкой в грунт.
Для монтажа фундаментного блока Ф2 под стойки для знаков проводится комплекс работ по проектированию, который включает в себя геодезические изыскания на местности и разработку строительной документации. По месту установки для размещения железобетонного блока фундамента реализуются работы по выемке грунта на необходимую глубину с учетом запаса. Донная часть котлована уплотняется за счет формирования насыпной «подушки», сформированной из щебня и песка. По готовности котлована фундаментные блоки устанавливают при помощи крана с использованием строповочных тросов или крюков. Рабочее положение основания определяется по уровню в горизонтальной плоскости, обеспечивая вертикальность стойки дорожного знака.
В случае установки фундаментного блока без заглубления, железобетонное изделие устанавливается непосредственно на поверхность уплотненного грунта.
Для железобетонных блоков фундаментов дорожных знаков Ф2 под стойки в качестве основных технических характеристик изделий производитель указывает следующие параметры:
Фундаменты марки Ф2 под стойки для дорожных знаков имеет расчетную массу 1060 кг, при этом длина изделия составляет 1750 мм, в то время как ширина и высота насчитывают по 700 и 700 мм. Объем блока составляет куб. метров. В качестве рабочей документации для изготовления находит применение Серия 3.503.9-80.
В качестве обозначения используется простая цифробуквенная маркировка, которая отражает:
Литерой «К» в обозначении маркируются фундаментные блоки, монтаж которых может производиться на косогоре.
Типовые фундаменты марки Ф2 под стойки для дорожных знаков получили широкое распространение и пользуются высоким спросом на рынке строительных материалов, благодаря целому ряду преимуществ, среди которых:
Данный вид железобетонного фундамента находит применение для установки дорожных знаков вблизи дорог, трасс и магистралей. Однако боки марки Ф2 под стойки могут использоваться также для монтажа стоек линий электропередач, установки временных опор, а также при строительстве ограждений и заборов. Для установки анкерно-угловых опор могут применяться фундаменты указанного типа, отмеченные в маркировке литерой «А».
Производство бетона является сложным технологическим процессом, который на самом деле имеет давнее происхождение. Несмотря на то, что возведение зданий и сооружений на основе бетонных смесей производится уже более ста лет, эта технология не утратила актуальности в наши дни, позволив расширить сферу использования материала и найти возможность для использования во всех отраслях производства и строительства.
Объемы практического использования железобетонных изделий в промышленном и гражданском строительстве неуклонно растут из года в год, позволяя сооружать надежные, практичные и долговечные здания и сооружения. Материал сочетает в себе высокую функциональность, благодаря которой удается добиться оптимального баланса приемлемой себестоимости и высокой прочности, широких возможностей и наилучшей технологичности.
В современном строительстве находят применение самые разные материалы. При этом наиболее практичными и популярными являются стандартные армированные бетонные плиты, которые успешно конкурируют с камнем, кирпичом и деревом.